Фольклор – это народная мудрость (Г.М. Науменко)
В последнее время наблюдается все возрастающий интерес к фольклору, происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, как отдельного человека, так и целой страны, его духовно-нравственному наполнению.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа. Ведь именно понимая и принимая прошлое, мы создаем фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем. Знание наследия своей страны необходимо каждому, сохранение его в своих детях – это залог развития народа в будущем.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая ценность.
Как исторически конкретная форма культуры он не остается неизменным, а развивается с развитием народа, вбирая в себя все целое, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Фольклор всегда самобытен и современен. И именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время, поэтому должен быть использован в процессе развития, обучения и воспитания подрастающего поколения.
Как и во времена наших прапрабабушек, мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это "кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья", но и потому что это наши истоки.
Большинство сказок, легенд, песен, пословиц, загадок содержит "...добрым молодцам уроки". Мы не знаем имен их творцов, но с полным основанием можем сказать, что "автор гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт, воспитатель, педагог народ". Постараемся же изучить и сохранить все лучшее в народном творчестве, иначе мы подорвем корни, которые держат нас, собственными руками расправимся сами с собой и станем "Иванами, родства не помнящими"…
Приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа, в целом, национальностей проживающих на территории России, в частности посредством ознакомления с фольклором предполагает решение следующего ряда задач:
образовательных:
- знакомство детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
- формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, движения;
- научении пониманию роли семьи, своего места в семье, воспитанию будущих хозяина (хозяйки), мужа (жены);
воспитательных:
- формирование социально-нравственного, психического здоровья детей;
- создание условий для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
- воспитание в детях толерантности;
развивающих:
- развитие самостоятельности, инициативности и импровизационных способностей у детей;
- развитие активного восприятия музыки посредством музыкального фольклора;
- развитие музыкальных способностей: чувства ритма, ладового чувства, музыкально-слуховых представлений;
- использование малых форм фольклора для развития речи у детей - словотворчества;
- развитие коммуникативных качеств детей посредством народных танцев, игр, забав.
Фольклор - народная музыка, игры, как часть национально - регионального компонента в Доу
Включение в процесс занятий музыкой фольклорных народных игр, народной музыки, на основе национально - регионального компонента помогает общему музыкально - этническому развитию дошкольников, воспитанию глубоких, музыкально – эстетических интересов, развитию творческих способностей, активному приобщению детей к традициям разных национальностей Уральского региона, истории национально - региональной культуры.
Мы музыкальные руководители, чтобы сохранить и приумножить национально – культурное достояние региона, прививаем бережное отношение к культурным традициям разных народностей Уральского региона. У детей развиваем и совершенствуем исполнительско – творческие умения и навыки, с учётом психолого - возрастных и региональных особенностей. С успехом был проведён праздник «Многонациональный Краснотурьинск» Мы даём представление о национальном, музыкальном творчестве Урала, города Краснотурьинска, как источнике народной мудрости, красоты, жизненной силы и вдохновения.
Приглашались на праздники в Доу солисты из народного хора «Зоренька» , казачий ансамбль «Верея». Дети с удовольствием играли в казачьи игры.В планах у нас наладить сотрудничество с немецким ансамблем и с татарским – «Айнур».
Использование национально – регионального компонента на занятиях музыкой,на праздниках, развлечениях, помогает решить следующие задачи:
Патриотические и интернациональные. Мы воспитываем уважение к своей малой Родине, формируем национальное и интернациональное самосознание.
К примеру «Уральский хоровод!» Разучивая движения хоровода с детьми 5 – 7 лет, дети узнают о богатствах родного Урала. Дети узнают о камнях: малахит, руда, гранит, горючий уголёк антрацит.
Народные игровые песенки, помогают понять детям времена года. Календарные заклички «Нам весну гукать, зиму провожать» или «Морозушка – мороз не тяни за нос», «Мороз, мороз, не тяни за нос». Песенка к народному празднику «Масленица». Широкая масленица! Помогает понять радости народного праздника.
«Уральский хоровод»
1На лужку у ворот, где рябина растёт, мы в тенёчке, в холодочке заведём хоровод!
2Про Урал мы споём, в гости вас позовём, голубику, ежевику собирать в лес пойдём!
3 Неспроста говорят, что Урал наш богат, изумруды и алмазы ярче солнца горят!
4 Есть у нас малахит, есть руда и гранит, и горючий, самый лучший уголёк антрацит!
5 Кто у нас побывал, кто наш край повидал, не забудет, не забудет, голубой наш Урал!
Календарные заклички про весну, Мороза!
1Нам весну гукать, зиму провожать Гу – Гу – Гу! С песнями, с цветами, с ливнями, дождями Гу – Гу – Гу!
2Морозушка – Мороз! Не тяни за нос! Не стучи, не балуй, иди окна разрисуй!(В кругу)
Игра «Разрисую щёчки» Мороз догоняет выбранного ребёнка за кругом)
3Мороз, Мороз – не морозь, не морозь! Иди кисель поешь, да нас потешь!
Игра «Ледяной платок».
Мороз пятится от детей со словами: « Жарко! Горячий кисель! Ледяной платочек мне поможет!» Наступает со словами «Догоню! Заморожу!
|